(13.03.1907 - 29.10.2002)
Родился 13 марта 1907 года в поселке Ивот Брянской области. Отец - Храмченко Павел Иванович (1861 г.рожд.). Мать - Князькова Елизавета Николаевна (1870 г.рожд.). Супруга - Калмыкова Клавдия Порфирьевна (1912 г. рожд.). Сыновья: Владимир (1935 г. рожд.), Вячеслав (1938 г. рожд.), Александр (1946 г.рожд.), Сергей (1952 г.рожд.), Николай (1958 г.рожд.).
Военную службу Василий Храмченко начал задолго до Великой Отечественной войны, в 1929 году. Тогда его после окончания рабфака призвали в Красную Армию. В 1931 году он окончил Рязанскую пехотную школу, в 1932 году - Саратовскую танковую школу, в 1934 году - Борисоглебскую школу летчиков имени Чкалова. Командовал сначала взводом 163-го образцового полка в Белгороде, потом танковым взводом, был командиром звена в авиачастях в Баку и Тбилиси, командовал авиаэскадрильями в Борисоглебской, Львовской и Черниговской авиашколах.
Свою первую боевую награду Василий Храмченко получил, в 1937 году. Тогда им успешно было выполнено задание Генерального штаба Красной Армии по фотографированию ирано-иракской границы - это свыше 7,5 тысяч квадратных километров территории.
А своего первого немца Храмченко сбил на рассвете 22 июня 1941 года. Он часто вспоминал этот воздушный бой: "Это было в Чернигове. Я командовал эскадрильей, сформированной авиационной школой. Готовились к открытию учебных лагерей на аэродроме "Пески". Около 4 часов утра мы с дежурным проверяли, все ли готово. Вдруг услышали в небе гул приближающихся самолетов, а затем увидели с запада и сами бомбардировщики. Они приближались к нашему аэродрому. Это были немецкие самолеты "Хейнкель-111". Их было 27. Летели клином - три девятки. Внезапно одна девятка отстала от других и стала перестраиваться. Другие самолеты улетели дальше. От оставшихся самолетов отделились черные точки. Неужели бомбы, промелькнула страшная догадка. И в самом деле! Да ведь это же война!\"
Храмченко побежал к своему истребителю. Взлетел. Вражеские бомбардировщики дважды бомбили мост через Десну, но им не удалось разбить его. Храмченко делал все возможное, и, когда расстояние до первого самолета сократилось до 100 метров, он неожиданно для врага вынырнул из облаков и дал длинную очередь по ведущему "хейнкелю". Тот вспыхнул.
Когда стал заходить на второй - увидел, что на него устремились все восемь оставшихся бомбардировщиков. Завязалась перестрелка. Из одного самолета пошел дым, но он продолжал лететь.
"Уйдет, - стучало в висках у Василия Павловича. - Что делать? Боекомплект кончился. Значит, надо идти на таран\". Решил таранить винтом. Зашел с хвоста бомбардировщика. Взял на себя ручку - и хвост бомбардировщика как ножом отрезало. Перелетев через кабину Храмченко, немец ударил по хвосту его истребителя. Самолет перевернулся и пошел к земле. Надо было прыгать. Храмченко сумел выброситься из кабины только перед самой землей. В этот момент раздался сильный взрыв, и его отбросило...
Очнувшись на вторые сутки в госпитале, Василий Павлович понял, что самолет на несколько секунд раньше него упал на землю и взорвался. Взрывная волна смягчила удар при падении.
После этого боя Василию Храмченко предстояло немало испытаний. Не успел оправиться после контузии, как поручили собрать воздушную дивизию. Бывший ее командир в первый день войны вместо того, чтобы поднять в небо самолеты и принять бой, приказал летчикам рассредоточиться по разным аэродромам. Часть самолетов улетела, часть была уничтожена врагом. Василий Павлович собрал оставшиеся самолеты, и его дивизия уже громила врага.
Второй вражеский самолет Храмченко уничтожил таранным ударом в районе Речицы, а в конце июля 1941 года по заданию комкора Л.Г.Петровского им был уничтожен мост на реке Березине у села Титовка, севернее Бобруйска.
До последнего дня Великой Отечественной воевал Василий Павлович. Довелось ему защищать небо Москвы и Тулы, освобождать Воронеж, Курск и Гомель, Черниговскую область и Белоруссию, участвовать в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Командовал 63-й отдельной эскадрильей 21-й армии Центрального фронта, 594-м бомбардировочным авиаполком 61-й армии Брянского фронта, 594-м штурмовым авиаполком 214-й авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта, 218-м штурмовым авиполком 299-й штурмовой авиадивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. Был заместителем командира, затем командиром 299-й штурмовой авиадивизии 16-й Краснознаменной воздушной армии 1-го Белорусского фронта - дивизии, удостоенной впоследствии почетного наименования Нежинской и награжденной орденами Суворова и Красного Знамени.
А сколько за это время им пережито экстремальных ситуаций! Он горел в кабине, спасая раненых друзей; в госпитале, страдая от ран, требовал, чтобы взяли у него кровь для погибающего летчика. Был в тылу врага, пробирался к своим из окружения. Немецкое командование даже назначило солидное вознаграждение тому, кто собьет бесстрашного русского аса.
На боевом счету Василия Павловича сотни уничтоженных на земле и в воздухе объектов, в том числе 76 уничтоженных группой штурмовиков Храмченко немецких самолетов на Брянском аэродроме в конце июля 1942 года и уничтоженная в конце августа того же года 594-м штурмовым полком ранее неприступная авиабаза на Сещенском аэродроме.
О мужестве и героизме Храмченко свидетельствуют и его награды: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, три ордена Отечественной войны I степени, три ордена Красной Звезды, орден Жукова за номером 95, многочисленные медали. За героические действия 594-го авиаполка по разгрому гитлеровцев на тульской земле Василию Павловичу присвоено звание - почетного гражданина городов Тулы, Плавска и поселка Волово Тульской области.
В 1946 году В.П.Храмченко по состоянию здоровья ушел в запас с должности командира 242-й легкобомбардировочной дивизии 16-й воздушной армии Центральной группы войск в Германии. Сказались последствия многочисленных ранений и нервного перенапряжения.
В небесную эскадрилью Василий Павлович ушёл 29 октября 2002 года. Ему было 95 лет.